Пед риторика ПР 3



Занятие 3

Т е м а: Культурноречевые проблемы морфологии.

Имя существительное, прилагательное

 

Теоретические вопросы:

1. Род имен существительных:

колебания в роде имен существительных;

род несклоняемых существительных;

род названий лиц женского пола по профессии и т.д.;

дифференциация значений в зависимости от родовых окончаний.

2. Склонение имен существительных, варианты падежных окончаний:

окончания именительного падежа множественного числа;

окончания родительного падежа единственного и множественного числа;

формы винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных;

вариантные окончания творительного падежа;

вариантные окончания предложного падежа существительных мужского рода.

3. Нормы употребления имени собственного.

4. Полная и краткая форма качественных прилагательных: синонимия, смысловые и стилистические различия. Вариантные формы кратких прилагательных.

5. Синонимия прилагательных и существительных в косвенных падежах.

6. Способы образования степеней сравнения имён прилагательных. Особенности употребления степеней сравнения: самые распространённые ошибки и пути их исправления.

 

 

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2002. – с. 77 — 81.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 3-е изд., испр. – М., 2001.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000 (и другие издания).

4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2001. — с. 193 — 217.

Практические задания:

1) Авторы литературных произведений нередко создают искусственные слова (окказионализмы). По каким формальным показателям можно определить их род?

Козь, мисик, зеленавка, драколов, Юб-Юб, тум-тум, верлиока, ящук, швабрак, зелинья, джаббервокк, джуб-джуб, чумеч, зелюк, нава, мюмзик, глуща, бармаглот, мова, глущоба, брандашмыг, хрюк.

 

2) Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения, составьте с ними предложения.

Авеню, Аи-Петри, бигуди, галифе, Гоби, Дели, Замбези, кенгуру, коммюнике, конферансье, кофе, купе, леди, меню, Миссисипи, Онтарио, пенни, реле, сабо, салями, сулугуни, танго, филе, фойе, фрау, хин-Ди, Хоккайдо, цеце, шимпанзе, эскимо.

 

3) Определите род следующих существительных. На какие формальные признаки вы при этом опирались? Как выражается род неизменяемых существительных?

Мяч, ночь, грач, щавель, шалаш, снегирь, конь, лошадь, страна, жюри, кенгуру, такси, метро, джерси, заявление, дитя, время, амбар, крольчиха, край, линия, автор, белоручка.

 

4) От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Выделите существительные, имеющие варианты.

Автор, бухгалтер, вексель, воза год, директор, доктор, инспектор, катер, кивер, китель, корпус, купол, отпуск, паспорт, порт, профессор, сектор, слесарь, сторож, тенор, тополь, торт, флигель, шофер, шулер, якорь, ястреб.

 

5) Определите род данных аббревиатур. Объясните, как это делается.

БРИЗ, ЗАГС, вуз, ООН, ЭВМ, ГЭК, ТЭЦ, СНГ, НАТО, ВАЗ, ТЮЗ, МХАТ, БГУ, ЛГ, ЖЭС, ЖРЭУ.

 

6) Установите различия между значением и употреблением форм множественного числа данных ниже слов. Составьте с ними предложения.

Зубы – зубья, колени – колена, корни – коренья, мехи – меха, образы – образа, поясы – пояса, пропуски – пропуска, соболи – соболя, тоны – тона, хлебы – хлеба, цветы – цвета.

 

7) Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Англичане, апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гектары, гренадеры, гусары, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, микроны, носки, полотенца, рельсы, рентгены, сапоги, свечи, томаты, туркмены, туфли, уланы, чулки, цапли, якуты, ясли.

 

8) Выберите правильный вариант из скобок, объяните свой выбор.

1. Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные (лекторы – лектора). 2. Ничего хорошего не получится, если вливать новое вино в старые (меха—мехи). 3. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы – кузова) их до краев были наполнены мешками и ящиками. 4. Крупные (лоскуты – лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 5. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперед, (лоскуты – лоскутья) его одежды развевались по ветру. 6. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны – тона) свирели. 7. Речь идет о том, чтобы устранить все (тормозы – тормоза), мешающие нашему движению вперед. 8. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны – тона). 9. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари – токаря) и (слесари – слесаря)-инструментальщики. 10. Важнейшие отделы и (секторы – сектора) учреждения были реорганизованы. 11. Во всю ширину реки были растянуты большие (неводы – невода). 12. У причала столпились военные (катера – катеры); на внешнем рейде стояли (крейсеры – крейсера). 13. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофера – шоферы). 14. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели – штабеля) кирпичей.

 

9) Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности образования падежных форм.

1. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). 2. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. 3. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). 4. Из свежих (опёнок) молодая хозяйка приготовила к обеду второе блюдо. 5. Уже не разогнуть старику согбенных годами (плечо). 6. На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). 7. Миша обнаружил, что у него кончился запас (лезвие) для бритвы. 8. Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком. 9. В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог). 10. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 11. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). 12. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 13. Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 14. Пора летних (сумерки) в лесу – желанное время для охотника.

10) Сопоставьте словосочетания и назовите смысловые различия между соотносительными формами предложного падежа существительных.

В звуковом строе – в боевом строю; в прямом угле – в темном углу; в двадцатом веке – на своем веку; в стальном круге – в дружеском кругу; в бреде больного – в горячечном бреду; в одном астрономическом годе – в нынешнем году; в китовом жире – весь в жиру; в «Русском лесе» – в темном лесу; в «Вишневом саде» – в нашем саду; в Дантовом «Аде» – в кромешном аду.

 

11) Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени. Свой ответ мотивируйте.

1. Наталья не любила произведения (Эрих-Мария Ремарк). 2. Мне очень нравились фильмы с (Фани Ардан). 3. Ответ на этот вопрос вы найдете в пособии (Дитмар Эльяшевич Розенталь). 4. После матча Игорю удалось взять автограф у самого (Александр Буре). 5. На занятии мы долго спорили о концепции (Александр Владимирович Бондарко). 6. Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин). 1. На кинофестивале я познакомился с (Мишель Пфайфер). 8. Эту пантомиму уже показывали по НТВ в исполнении (Марсель Марсо). 9. Эта роль была блестяще сыграна (Питер Устинов). 10. Мы прочитали новое эссе об (Эрнст Теодор Амадей Гофман). 11. У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа. 12. Он состоял в охране при (Катрин Денёв). 13. Константин купил книгу (Анна Луиза Жермена де Сталь). 14. После просмотра фильма мы очень долго говорили об (Изабель Арджани). 15. В молодости он снимался с (Чарльз Чаплин). 16. Об этом ты можешь прочесть у (Марсель Пруст). 17. Это пособие составлено (Валентина Даниловна Черняк). 18. Эта композиция была написана (Джордж Гершвин) в 20-е годы. 19. У (Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей) было много способов раздобыть деньги. 20. Режиссер уже получил от (Николь Кидман) согласие на участие в съемках. 21. Сценарий к «Дерсу Узала» Ю. Нагибин писал совместно с (Акира Куросава).

 

12) Подберите прилагательные и составьте словосочетания со следующими географическими названиями.

Баку, Титикака, Кале, Канны, Перу, Эри, Сухуми, Миссисипи, Онтарио, Токио, Колорадо, Килиманджаро, Огайо, Рио-де-Жанейро, Ориноко, Афины, Чили, Сочи, Хонсю, Алазани, Алатау.

 

13) Раскройте скобки, поставив выделенный глагол в форму прошедшего времени.

1. «Двенадцать стульев» М. Захарова (возродить) интерес к твор­честву И. Ильфа и Е. Петрова. 2. «Аргументы и факты» (писать) об этом еще на прошлой неделе. 3. «Джентльмены удачи» сразу же (завоевать) зрительские симпатии. 4. «Чапаев и пустота» (принести) автору шумный успех. 5. «Как закалялась сталь» долгое время (быть) культовой книгой. 6. «8 1/2» (стать) визитной карточкой Ф. Феллини. 7. «Вечерний Петербург» (рассказывать) о прошедшем фестивале в предпоследнем номере.

 

14) Раскройте скобки, поставив существительное (иногда – прилагательное и существительное) в нужную форму. Там, где это возможно, дайте варианты.

1. Грянул хор, и Тимофей пустился отплясывать («Камаринский»). 2. Клад сдал государству, а на вырученные деньги купил (новый; «Москвич»), последнюю модель. 3. В этом сезоне режиссер нашего театра решил поставить («Разбойники») Ф. Шиллера. 4. В заключение певец исполнил (знаменитый; «Коробейники»). 5. На нашей свалке вы можете найти даже (старый; «Запорожец»). 6. Я прочел («Донна Флор и ее два мужа») Ж. Амаду. 7. Там, за околицей, и подбили (фашистский; «Тигр»).

 

15) От данных прилагательных образуйте краткие формы. Определите, в каких случаях образование таких форм невозможно и назовите факторы, накладывающие ограничение на образование таких форм.

Бурый, родственный, большой, бледно-розовый, древний, вороной, добрососедский, искренний, светлый, соленый, облезлый, гнедой, безмолвный, фисташковый, примирительный, благонамеренный, сине-зеленый, отсталый, маленький, геройский, чистейший.

 

16) Замените полные формы прилагательных краткими. Определите семантико-стилистические различия между ними. Укажите случаи синонимического употребления обеих форм.

Река спокойная, ребенок веселый, женщина больная, груз тяжелый, улица узкая, платье длинное, чай сладкий, человек справедливый, солдат смелый, лампочка яркая, заяц трусливый, медведь неуклюжий, лиса хитрая.

 

17) Установите, во всех ли случаях возможна без изменения значения замена полных форм прилагательных краткими; поясните, что препятствует этой замене.

Звонкий голос, звонкий согласный; белый снег, белый свет; красный флаг, красное платье; круглый стол, круглая сирота; глубокая река, глубокая мысль; прямая дорога, прямая линия, прямой человек; скорый поезд; бедный человек; живой организм; глухой мальчик.

 

18) Раскройте скобки, выберите нужную форму прилагательного. Мотивируйте свой выбор. Укажите возможные варианты.

1. Как скоро стираются несчастья, страдания, а минуты восторга, блаженства вечно (живы – живые, свежи – свежие) в душе (А. Герцен). 2. Все эти вещи могут быть (полезны – полезные – полезными) людям, но могут также быть, как это и бывает по большей части, совершенно (бесполезны – бесполезные – бесполезными) или даже (вредны – вредные – вредными) (Л. Толстой). 3. Страшный уход Блока был (свеж – свежий – свежим) в памяти (К. Федин). 4. Я ведь не дурной человек, а только (слаб – слабый, бесхарактерен – бесхарактерный) (А. Островский). 5. Золотой народ мой сибиряки! (Молчаливы – молчаливые, грубоваты – грубоватые) с виду, но (смекалисты – смекалистые) и очень (инициативны – инициативные) (В. Степанов). 6. О, сад мой! После темной ненастной и холодной зимы, опять ты (молод – молодой, полон – полный) счастья (А. Чехов).

В каком случае полные и краткие формы прилагательных синонимичны? Чем различаются эти формы? Могут ли в функции однородных членов предложения употребляться полная и краткая формы прилагательных? Мотивируйте свой ответ.

 

19) Образуйте краткие формы прилагательных. Укажите возможные варианты.

Безнравственный –…, бессмысленный –…, бесчисленный –…, бесчувственный –…, величественный –…, воинственный –…, естественный –…, искусственный –…, легкомысленный –…, медленный –…, откровенный –…, подведомственный –…, свойственный –…, соответственный –…, существенный –…, таинственный –…, тождественный –…, явственный –… .

 

20) Замените, где возможно, сочетание двух существительных синонимичным сочетанием существительного с прилагательным-определением. Укажите причины невозможности подобной замены (изменение смысла сочетания, несочетаемость прилагательного с данным существительным, невозможность образования прилагательного, наличие определения при втором существительном).

Комната для отдыха, шкаф для книг, любовь матери, сочувствие друга, помощь брата, вопросы корреспондента, задание преподавателя, дома нового микрорайона, конец войны, начало занятий, план дома, прочность знаний, требование моды, содержание романа, бокал кваса, хитрость лисы, улыбка ребенка, след зайца, зал для заседаний, смех трехлетнего ребенка.

 

21) Определите различия между приведенными формами прилагательных. Укажите, какие из этих форм не соответствуют нормам литературной речи. Составьте предложения, используя литературные формы.

1. Глубже более глубокий – более глубже, выше – более высокий – более выше, более низкий – пониже, веселее – веселей, звонче – звончее – более звонкий, слаще – слаже – сладче, теплее – теплей, дешевле – дешевше – дешевее – подешевле, хлеще – хлестче, ловче – ловчее, моложе – младше – помоложе.

2. Сильнейший – самый сильный – сильнее всех, интереснейший – интереснее всех – самый интересный, самый лучший – наилучший, наименьший – самый меньший – меньше всех, самый благородный – благороднейший, самый простой – простейший, честнее всех – самый честный – честнейший.

 

22) Подчеркните прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень. Образуйте от них простую и сложную формы сравнительной степени, если это возможно.

Большой, бойкий, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, плохой, полосатый, робкий, смелый, скверный, сверхмощный, ультраправый, фиолетовый.

 

23) В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.

1. Третий рассказ показался ему наиболее смешней. 2. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех. 3. Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь – ширше. 4. Вчера ты был менее весел. 5. Мой дядя – прелучшайший и предобрейший человек на свете. 6. Этот костюм мне менее велик, чем тот. 7. Алена гораздо красивше Татьяны. 8. Такой зонт более женский, чем мужской. 9. Надо вести себя скромнейше и простее. 10. Он из нас был самый честнейший. 11. Первее всего нужно доделать то, что мы начали. 12. Это еще более худший вариант решения проблемы. 13. Она сегодня еще красивее. 14. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

 

 

24) Определите характер ошибок в образовании и употреблении форм имен прилагательных. Исправьте, где нужно, предложения.

1. Пишу тебе о том, что дети наши здоровы, бодры, спокойные и веселые. 2. Стихи бельгийского поэта Верхарна, близкие народу и созвучные эпохе, переиздавались в переводах Брюсова. 3. Образ Катерины в драме «Гроза» очень сложный для юношеского восприятия. 4. Задачи данной курсовой работы состоят в том, чтобы сделать фразеологический анализ романа Ю. Бондарева «Берег». 5. Участковый врач Николаев очень внимательный к пациентам. 6. Сегодня наша команда показала более лучшую игру. 7. На этом вопросе следует остановиться несколько поподробнее. 8. Выводы в работе интересные, но не свободны от противоречий. 9. Мой брат намного молодее меня, но кажется моим ровесником. 10. Нам пришлось решать самые наисложнейшие вопросы. 11. Стихи начинающего поэта были удачные и по содержанию, и по форме. 12. В Пете Ростове мне нравится то, что он был предан Родине и беспощадный к врагу. 13. Он сумел победить самого сильнейшего противника.

Перечислите наиболее распространенные отступления от литературных норм в образовании и употреблении форм имен прилагательных.

 

 

 

 

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *